Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы. Как предотвратить

Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботыПродолжаю, дорогие родители, писать в рубрику «Безопасность». Эта тема волнующая и сложная, и я постепенно подхожу к теме о различных возможных опасных бытовых ситуациях с детьми, как их предотвратить и оказать первую медицинскую помощь ребенку, но сейчас мы поговорим с вами о жестоком обращении с детьми и отсутствием заботы о них. Эта тема тоже очень важная и насущная!

Если у вас в семье все хорошо, это, слава Богу, но все равно обязательно прочтите эту статью, чтобы в нужный момент уметь распознать семью с проблемами жестокого обращения с детками и плохого ухода за ними, и помочь тем детям, которые страдают. Мне, как и многим из вас, встречаются неблагополучные семьи, и я работала с детьми-сиротами, и у меня каждый раз болит сердце, слушая истории их жизней. Но я также стараюсь задаваться вопросом: «Как я лично могу помочь таким детям и таким семьям?», «Как не навредить своей помощью, а действительно сделать что-то полезное?» и, призываю вас, искать способы помощи в вашей стране детям, которые страдают от жестокого обращения и от отсутствия заботы! Чужих детей не бывает!

В этой статье мы рассмотрим многие вопросы, в том числе ситуацию в мире с жестоким обращении с детьми и отсутствием заботы о них; поймем, какие семьи находятся в группе риска; как понять, что с ребенком жестоко обращаются или не ухаживают за ним и как можно помочь таким детям.

Прочтите также статью «Как уберечь семью от насилия«.

Я буду опираться на материалы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а именно на материалы доклада «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире».

«Сейчас имеются явные доказательства того, что жестокое обращение с детьми стало глобальной проблемой. Оно проявляется в разнообразных формах и глубоко укоренилось в культурных, экономических и социальных нормах. Чтобы решить эту глобальную проблему, нужно хорошо понимать причины ее появления в тех или иных обстоятельствах, а также последствия, которые она влечет за собой» (ВОЗ).

  1. Общие сведения

«Точки зрения на воспитание детей в разных культурах могут расходиться до такой степени, что иногда чрезвычайно сложно достичь согласия относительно того, какие действия считать жестоким обращением, а какие — отсутствием заботы. Но большинство культур едино в том, что нельзя допускать жестокого обращения с ребенком; существует фактическое единодушие в том, что касается жестоких мер наказания и сексуального насилия.

В 1999 г. Совещание ВОЗ по предупреждению насилия над детьми составило следующее определение: «Жестокое или плохое обращение с ребенком — это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.

Это:

— физическое насилие;

— сексуальное насилие;

— эмоциональное насилие;

— отсутствие заботы.

Физическое насилие над ребенком определяется как действия со стороны воспитателя, которые фактически причиняют физический вред или мо гут его причинить.

Травмы головы как результат насилия — наиболее широко распространенная причина смерти у детей младшего возраста, поскольку дети в первые два года жизни наиболее уязвимы. Кожные повреждения могут быть явными признаками жестокого обращения.

Признаки жестокого обращения включают множественные переломы на разных стадиях заживления, переломы костей, которые очень редко бывают «нормальными», характерные переломы ребер и длинных костей.

«Сотрясение» является превалирующей формой жестокого обращения, которому подвергаются маленькие дети. Возраст большинства таких детей — менее 9 месяцев. В основном виновники такого жестокого обращения — мужчины. Внутричерепные кровотечения, кровоизлияния в сетчатку и мелкие «осколочные» переломы крупных суставов детских конечностей могут явиться результатом очень быстрого встряхивания младенца. Они также могут быть следствием сочетания встряхивания и удара головы о поверхность. Согласно некоторым оценкам около одной трети младенцев, подвергшихся сильному встряхиванию, умирает, а большинство выживших долго страдает от таких последствий, как умственная отсталость, церебральный паралич и слепота.

Одним из синдромов насилия над ребенком — «избитый ребенок». Этот термин обычно применяется к детям, имеющим повторные очень сильные травмы кожи, скелета или нервной системы. Он относится к детям с множественными переломами различного срока, травмами головы и тяжелыми травмами внутренних органов с признаками повторного нанесения. Такие случаи трагичны, но, к счастью, встречаются редко.

Сексуальное насилие имеет место, когда воспитатель использует ребенка для получения сексуального удовлетворения.

У детей, подвергшихся сексуальному насилию, обычно бывают симптомы инфекций, генитальные травмы, боли в брюшной полости, запоры, хронические или рецидивирующие инфекции мочевых путей или нарушения поведения. Многие дети сами рассказывают воспитателю или другим людям о совершенном над ними насилии, но его можно обнаружить также по косвенным физическим или поведенческим признакам.

Под эмоциональным насилием имеется в виду неспособность воспитателя обеспечить подходящую для ребенка, доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: это ограничение его движения, оскорбление, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминация, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения.

Отсутствием заботы является неспособность родителя обеспечить развитие ребенка — там, где он обязан это сделать — в следующих аспектах (одном или более): здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания. Отсутствие заботы, таким образом, отличается от проживания в бедности: оно может иметь место только в тех случаях, когда у семьи или у воспитателя имеются в наличии не которые средства.

Отсутствие заботы о ребенке проявляется в разных формах, включая несоответствие рекомендациям по уходу, неспособность найти соответствующий метод лечения, лишение пищи, приводящее к голоду, и физическое неблагополучие ребенка. Другие причины для беспокойства включают доступ детей к наркотикам и неадекватная защита от окружающих опасностей. Заброшенность, недостаточный контроль, отсутствие гигиены и лишение образования — все это также считается доказательством отсутствия заботы».

  1. Ситуация в мире

2.1 Физическое насилие

— В 1995 г. в США опрашивали родителей, как они наказывают своих детей. В результате был получен уровень физического насилия 49 случаев на 1000 детей, с учетом таких случаев: удар ребенка каким-нибудь предметом не по ягодицам, пинки, избиение и угроза ребенку ножом или оружием.

Уровень физического насилия над детьми в других странах не ниже, а может быть даже и выше, чем в США. Например,

— При обследовании детей в Египте, 37% сообщили об избиении или связывании их родителями, а 26% — о переломах, потере сознания или об отсутствии здоровья, как результата избиения или связывания.

—В Республике Корея при последнем обследовании родителей и их поведения в отношении своих детей две трети из них признали, что секли розгами своих детей, а 45% подтвердили, что ударяли, пинали или били их.

— При проведении обследования домашних хозяйств в Румынии 4,6% детей сообщали о том, что они страдают от постоянного жестокого физического обращения, включая удары предметами, прижигание или лишение пищи. Приблизительно половина румынских родителей отмечали, что бьют своих детей «регулярно», причем 16% — при помощи предметов.

уровень физических наказаний детей

Сходные сообщения родителей в других странах подтверждают, что грубые физические наказания детей распространены повсюду, где бы ни проводились исследования.

— В Италии количество случаев жестокого наказания согласно шкале конфликтной тактики составило 8%.

— в Китае (ОАР Гонконг) ежегодный уровень жестокого наказания детей по сообщениям родителей составляет 461 случай на 1000 детей.

Грубые наказания очень часто встречаются в школах и других учреждениях, где они исходят от учителей и других лиц, ответственных за заботу о детях.

Телесные наказания детей — в форме ударов рукой, кулаком, пинков и избиения — социально и юридически приняты в большинстве стран. Во многих странах они широко распространены в школах и других учреждениях, в том числе в исправительных учреждениях для малолетних правонарушителей. Конвенция ООН о правах ребенка требует, чтобы государства защищали детей от «всех форм физического или психического насилия» в то время, когда они находятся под опекой родителей и других лиц.

В 1979 г. Швеция стала первой страной, запретившей все формы телесного наказания детей. С тех пор по крайней мере десять других государств запретили его. Кроме того, были вынесены определения конституционных и верховных судов, осуждающие телесные наказания в школах и исправительных учреждениях — в том числе в таких странах как Намибия, ЮАР и Зимбабве, а израильский верховный суд в 2000 г. заявил о незаконности всех видов телесных наказаний. Эфиопская конституция 1999 г. защищает право детей не подвергаться телесным наказаниям в школах и воспитательных учреждениях. Телесные наказания в школах были запрещены также в Новой Зеландии, Республике Корея, Таиланде и Уганде. Тем не менее, исследования указывают на то, что телесные наказания по-прежнему не запрещены в учреждениях для малолетних правонарушителей (по крайней мере в 60 странах), в школах и других учреждениях для детей (по крайней мере в 65 странах).

Физически наказывать детей дома разрешает закон во всех странах, кроме 11. Телесные наказания опасны для детей. Если говорить о краткосрочных последствиях, то в результате таких наказаний ежегодно гибнут тысячи детей и еще большее число получает травмы и увечья. Что касается долгосрочной перспективы, то множество исследований показывают, что телесные наказания сильно влияют на развитие насильственного поведения и создают другие проблемы в детстве и в дальнейшей жизни.

2.2 Сексуальное насилие

Статистические данные по оценке распространенности сексуального насилия сильно различаются друг от друга. Например, обследование румынских семей обнаружило, что 0,1% родителей (по их собственному признанию) сексуально насиловали своих детей, тогда как среди детей 9,1% сообщали, что страдали от сексуального насилия.

Данные международных исследований, проводимых с 1980 г., показывают, что средний уровень распространенности сексуального надругательства в детстве составляет 20% для женщин и 5–10% для мужчин.

2.3. Эмоциональное и психологическое насилие

Во всем мире психологическому насилию над детьми уделялось еще меньше внимания, чем физическому и сексуальному.

Есть доказательства того, что во многих странах кричать на детей — обычная реакция родите лей. Что касается ругательств и обзывания детей, то с этим дело обстоит по-разному. В пяти странах, где проводилось исследование WorldSAFE, самый низкий уровень словесного оскорбления детей за предшествующие полгода составил 15% (см. табл.). Распространенность обычая угрожать детям бросить их или запереть от них дом также сильно различается по странам. На Филиппинах, например, матери часто сообщали об угрозе бросить ребенка как о мере наказания. В Чили процент применения таких угроз был гораздо ниже—около 8%.

уровень физических наказаний детей уровень физических наказаний детей

2.4 Отсутствие заботы

Многие исследователи включают в определение насилия отсутствие заботы или ущерб, нанесенный ребенку отсутствием заботы со стороны родителей или других воспитателей. А к отсутствию заботы относят иногда такие условия, как голод и бедность.

В Кении, когда взрослых в общинах опрашивали по теме плохого обращения с детьми, чаще все го называли заброшенность и отсутствие заботы. 21,9% исследованных здесь детей сообщили, что о них не заботились родители. В Канаде национальное исследование случаев, о которых сообщалось в службы по благополучию детей, обнаружило, что среди доказанных случаев отсутствия заботы 19% указывали на физическое отсутствие за боты, 12% —на заброшенность, 11% — на отсутствие заботы об образовании и 48% — на физический ущерб, явившийся результатом неспособности родителей обеспечить надзор над ребенком.

  1. Группа риска возникновения насилия над ребенком и отсутствия заботы о нем

    3.1 Факторы, увеличивающие уязвимость ребенка перед насилием

Определенные характеристики детей увеличивают риск насилия.

  1. Возраст

Степень риска того, что с ребенком будут плохо обращаться — применять физическое или сексуальное насилие или не заботиться о нем, зависит частично от возраста ребенка. Смерть в результате физического насилия наблюдается в основном среди очень маленьких детей. Так, в исследованиях детской смертности на Фиджи, в Финляндии, Германии и Сенегале обнаружено, что большинству жертв было менее двух лет.

Маленькие дети подвергаются также риску физического насилия, которое не приводит к смерти, хотя пиковый возраст для такого насилия различен в разных странах. Например, в Китае пик физического насилия над детьми, не приводящего к их смерти, приходится на 3–6 лет, в Индии — на 6–11 лет и в США — на возраст между 6 и 12 годами.

Уровень сексуального насилия имеет тенденцию повышаться после начала половой зрелости, причем наивысшие показатели приходятся на период юности. Однако сексуальное насилие может быть направлено и на маленьких детей.

  1. Пол ребенка

В большинстве стран девочки подвергаются большему риску быть убитыми, подвергнуться сексуальному насилию, их чаще вынуждают к проституции, пренебрегают их образованием и питанием. Данные нескольких международных исследований показывают, что девочки в 1,5–3 раза чаще, чем мальчики, подвергаются сексуальному насилию. В мире более 130 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещают школу, 60% из них девочки. В некоторых странах девочкам не разрешают посещать школу — их оставляют дома, чтобы они присматривали за младшими детьми, или заставляют работать, чтобы помочь семье материально.

Мальчики подвергаются большему риску грубого физического наказания во многих странах, а девочки подвергаются повышенному риску убийства. Это не совсем понятно; возможно, так происходит потому, что грубые физические наказания рассматриваются как подготовка мальчиков к роли и обязанностям взрослого или же считается, что по отношению к мальчикам следует больше применять физические наказания. Очевидно, эти различия можно объяснить культурным несходством разных обществ в том, что касается роли женщин и ценности, придаваемой мальчикам и девочкам.

  1. Особые характеристики ребенка

 близнецы спят в коляскеБыло показано, что недоношенные младенцы, близнецы и дети-инвалиды подвергаются повышенному риску физического насилия и отсутствия заботы. Имеются противоречивые данные относительно важности умственной отсталости как фактора риска. Полагают, что небольшой вес при рождении, преждевременное рождение, физические и умственные дефекты, появившиеся в младенчестве или детстве, мешают возникновению у родителей привязанности к ребенку и могут сделать его более уязвимым для насилия. Однако эти характеристики, по видимому, не являются главными факторами риска насилия по сравнению с другими факторами, такими как родители и общество.

3.2 Характеристики воспитателя и семьи

  1. Пол

Кто чаще применяет насилие — мужчины или женщины — зависит отчасти от вида насилия. Исследование, проведенное в Китае, Чили, Финляндии, Индии и США, показывает, что женщины чаще сообщают о применении физического наказания, чем мужчины. В Кении сообщения детей также показывают, что матери чаще, чем отцы применяют насилие. Однако мужчины обычно бывают виновниками угрожающих жизни травм головы, переломов и других ранений, приводящих к смерти ребенка.

Во многих странах сексуальными совратителями, как мальчиков, так и девочек чаще являются мужчины.

  1. Структура семьи и ресурсы

Родители, которые плохо обращаются с ребенком, чаще являются молодыми, одинокими, бедными, безработными и менее образованными, чем родители, которые не применяют насилия. Как в развивающихся, так и в индустриальных странах бедные, молодые и одинокие матери числятся среди тех, кто подвержен наибольшему риску проявления жестокости в отношении своих детей. В США, например, матери одиночки в три раза чаще применяют грубое физическое наказание, чем матери в полных семьях. Сходные показатели дало исследование в Аргентине.

Исследования в Бангладеш, Колумбии, Италии, Кении, Швеции, Таиланде и Великобритании так же выявили, что низкий уровень образования и доход, не достаточный для удовлетворения потребностей семьи, увеличивают вероятность физического насилия над детьми, хотя иногда обнаруживаются исключения из этой модели.

Родители, которые склонны плохо обращаться со своими детьми, обычно имеют низкую самооценку, плохой контроль над своими импульсами, проблемы с психическим здоровьем, а также демонстрируют антисоциальное поведение. Не заботящиеся о ребенке родители часто имеют те же проблемы; они также имеют трудности с планированием таких важных жизненных событий как брак, рождение ребенка или поиски работы. Многие из этих характеристик мешают заботе о ребенке и вызывают нарушения социальных взаимоотношений; такие родители не могут справиться со стрессом и не способны связаться с системами социальной поддержки.

Родители, склонные к насилию, могут также иметь недостаточно информации о ребенке и предъявлять нереальные требования к его развитию. Исследование обнаружило, что такие родители проявляют большее раздражение и досаду в ответ на настроение и поведение своих детей, что они меньше поддерживают и любят их, играют с ними и отзываются на их нужды и что они более сдержанны и враждебны.

  1. Родители, имевшие в детстве опыт насилия

Исследования показали, что родители, с которыми плохо обращались, когда они были детьми, более склонны жестоко обращаться со своими собственными детьми. Хотя, и согласно некоторым исследованиям большинство родителей, которые плохо обращаются с ребенком, сами в детстве не подвергались жестокому обращению. Более решающими могут быть другие факторы — такие как молодость родителей, стресс, изоляция, перенаселенность дома, злоупотребление психоактивными веществами и бедность.

  1. Насилие в доме

Повышенное внимание уделяется насилию со стороны интимного партнера и его связи с жестоким обращением с ребенком. Согласно недавнему исследованию в Индии домашнее насилие удваивает риск плохого обращения с ребенком. Среди детей, сообщивших о том, что с ними жестоко обращаются, 40% или более заявляли также о насилии по отношению к другим членам семьи в доме.

  1. Другие характеристики родителей и воспитателей

Жестокое обращение и отсутствие заботы о ребенке также связаны со стрессом и социальной изоляцией родителя. Полагают, что стресс, являющийся следствием изменений на работе, потери дохода, проблем со здоровьем или других аспектов семейной среды, может повысить уровень конфликтности дома, если члены семьи неспособны справиться с ним или найти поддержку. Те, кто могут найти социальную поддержку, вероятно, менее склонны жестоко обращаться с детьми, даже когда существуют другие факторы риска. Например, согласно контрольному исследованию в Буэнос-Айресе (Аргентина), дети, проживающие в семье с одним родителем, подвергаются значительно большему риску жестокого обращения, чем дети из семей с двумя родителями. Однако риск жестокого обращения был ниже у тех, кто сумел получить доступ к социальной поддержке.

Жестокое обращение с ребенком также было связано во многих исследованиях со злоупотреблением веществами, хотя требуется дальнейшее изучение этой проблемы, чтобы выявить эффект, не зависящий от сопутствующих факторов: бедности, перенаселенности, психических расстройств и проблем со здоровьем у родителей.

3.3 Факторы общины

  1. Бедность

Многочисленные исследования во многих странах выявили тесную связь между бедностью и плохим обращением с детьми. Показатели жестокого обращения выше в районах с высоким уровнем безработицы и концентрированной бедностью.

  1. Социальный «капитал»

друзья на природеСоциальный «капитал» — это степень сцепления и солидарности общин. Дети, проживающие в районах с меньшим «социальным капиталом» или меньшими «социальными инвестициями» в общину, по видимому, обладают большим риском того, что с ними будут плохо обращаться, и риском иметь больше психологических или поведенческих проблем.

Социальные и соседские связи являются, как было показано, защитными для детей. Это верно даже для детей, проживающих в семьях с рядом факторов риска: бедных, применяющих насилие, злоупотребляющих веществами, родители которых имеют низкий уровень образования — тем не менее, они могут быть защищены высоким уровнем социального капитала.

  1. Общественные факторы

Факторы на уровне общества, по нашему мнению, имеют большое влияние на благополучие детей и семей. Среди этих факторов следующие: культурные ценности и экономические силы, культурно-гендерные нормы, неравенства по полу и доходу, политика государства, социальная защита и т.д.

  1. Последствия жестокого обращения с ребенком

    Ухудшение здоровья

Проблемы со здоровьем, вызванные жестоким обращением в детстве, составляют значительную часть общего числа заболеваний во всем мире. Важно, что сейчас имеются доказательства того, что главные виды болезней у взрослых — включая ишемическую болезнь сердца, рак, хронические заболевания легких, синдром раздраженного кишечника и фибромиалгию — имеют отношение к жестокому обращению, испытанному в детстве.

 Объяснение этого очевидно: у детей, с которыми жестоко обращались, чаще бывают поведенческие факторы риска, такие как курение, злоупотребление алкоголем, плохое питание и недостаток двигательной активности. Исследования также выявили серьезные последствия, возникающие сразу или через длительное время.

 Сходным образом, многие исследования говорят о психологических нарушениях, действующих короткое или длительное время. Некоторые дети имеют симптомы, которые не требуют клинического вмешательства, или требуют, но не такого высокого уровня, как у детей, наблюдавшихся в клиниках. Другие выжившие имеют такие серьезные психические расстройства, как депрессия, тревога, злоупотребление психоактивными веществами, агрессия, чувство стыда или нарушение познавательных способностей. Наконец, у некоторых детей могут быть посттравматический стресс, большая депрессия, тревога и нарушение сна.

Так, последнее возрастное исследование в Кристчерче (Новая Зеландия) выявило тесную связь между сексуальным насилием, перенесенным в детстве, и последующими проблемами с психическим здоровьем: депрессией, тревогой, суицидальными мыслями и поведением. Физические, поведенческие и эмоциональные последствия жестокого обращения могут быть разными. Они зависят от уровня развития, на котором находился ребенок, когда произошло насилие, от его жестокости, от отношений между виновником насилия и ребенком, срока, в течение которого продолжалось жестокое обращение, и других факторов в окружении ребенка.

4.	Последствия жестокого обращения с ребенком

  1. Что можно сделать, чтобы предупредить жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы о них?

Что может сделать каждый из нас

Вопросы помощи детям, с которыми жестоко обращаются и о которых не заботятся – это сложные вопросы. И не вся помощь может быть полезной. Но и бездеятельность не выход. Например, делая резкие и поучительные замечания таким родителям, ребенку не поможешь, да еще и врага себе обретешь. Не вовремя обратившись в соцслужбу, можно навредить ребенку (если его оставят в той же семье, жесткое обращение родителей может усилиться из-за злости). А если ничего не делать, о последствиях вы читали выше. Тут спешки быть не может. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

Вот некоторые примеры помощи:

  1. Быть, в первую очередь, хорошим родителем для своих детей. Самообразовываться и развиваться, исправлять свои ошибки. Чтобы быть хорошим родителем — нужно много учиться!
  2. В случае, если вы понимаете, что лично у вас проблемы (депрессия, проблемы со здоровьем, приступы гнева и т.д), необходимо обращаться за помощью к друзьям, соцслужбам, семейным консультантам, психологам и т.д.
  3. Если вы педагог, психолог, другой профильный специалист или мама, всегда можно тактично и вовремя поделиться хорошим опытом с другими родителями.
  4. Если вы видите вокруг себя молодые семьи или молодую мамочку (или еще беременную), которая нуждается в помощи, и у вас есть возможность оказать хоть какую-либо помощь, поинтересуйтесь, чем вы можете ей помочь, возможно, посидеть с ребенком, пока она сходит в больницу, сходить в магазин, или просто позвонить, проведать и выслушать. Если вы родитель, вы хорошо понимаете проблемы, которые могут у нас возникать, и как иногда нам нужна помощь от других.
  5. Конечно же, в первую очередь, нам нужно заботиться о своих детях и своих семья, затем поддержать ближних словом и делом, а если мы видим явные последствия жестокого обращения с ребенком или отсутствия ухода за ним и понимаем, что сами с ситуацией не справимся, необходимо обращаться за помощью к специалистам. Например, если такому ребенку и членам этой неблагополучной семьи требуется медицинская помощь или помощь профильного специалиста, мы можем обратиться в специальные службы, в том числе и анонимно. Они могут отличаться в разных странах. Например, это могут быть органы опеки и попечительства, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, органы внутренних дел, система телефонов доверия и т.д.

Помните, проблемы семьи – это не только ее личные проблемы и проблемы государства, это проблемы каждого из нас, так как мы живем в социуме и такие семьи находятся рядом с нами и нашими детьми.

Помните, главными основаниями для лишения родительских прав являются:

  1. Отказ родителей забрать ребенка из роддома и не выявления на протяжении 6 месяцев относительно него родительской заботы.
  2. Уклонение от выполнения матерью или отцом своих обязанностей по воспитанию ребенка. Речь идет об умышленном уклонении, когда лицо полностью осознает последствия своего поведения.
  3. Жестокое обращение с ребенком.
  4. Алкоголизм или наркомания родителей.
  5. Эксплуатация ребенка, принуждение его к попрошайничеству и бродяжничеству.
  6. Осуждение отца или матери за совершение умышленного преступления в отношении ребенка.

Другие способы помощи на различных уровнях

  1. Методы поддержки семьи

— Обучение родительским навыкам

В Сингапуре, например, обучение родительским навыкам начинается со средней школы, в классах «подготовки к отцовству или материнству». Ученики узнают о развитии ребенка, об уходе за ним и приобретают непосредственный опыт, работая с маленькими детьми в дошкольных учреждениях и центрах по уходу за ребенком.

— Посещение семей и другие программы по поддержке семьи

Программы посещения семей предоставляют семьям помощь на дому. Этот вид мероприятий считается одним из наиболее многообещающих в отношении предупреждения многих негативных явлений, включая насилие в молодежной среде и плохое обращение с ребенком.

Одна из таких программ осуществляется в Родительском центре в Кейптауне (ЮАР). Семьи посещаются ежемесячно в период до рождения ребенка, еженедельно в течение первых двух месяцев после его рождения, и затем раз в месяц пока ребенку не исполнится полгода. При необходимости семьи могут обратиться в другие учреждения. Они сделали вывод, что на протяжении 15 лет после рождения первого ребенка, женщины, которых посещали медсестры во время их беременности и младенческого возраста ребенка, с меньшей вероятностью становятся виновницами жестокого обращения с ребенком, чем женщины, которых не посещали.

— Интенсивная помощь по сохранению семьи

Этот вид услуг разработан, чтобы сохранить семью и помешать передаче детей под иное попечение. Помощь направляется семьям, в которых был установлен факт плохого обращения с ребенком.

семья на природеПример такой программы в США — «Строители домашнего очага» («Homebuilders»). Она предусматривает интенсивное вмешательство при семейном кризисе и образовательную помощь. Государственные работники относят к этой программе семьи, чьи дети — один или более — находятся в непосредственной опасности передачи на попечение другим лицам или в специальные учреждения. В течение 4-х месяцев семьи могут круглосуточно получать интенсивную помощь врачей. Предлагается широкий спектр услуг, включая удовлетворение основных нужд, таких как пища, кров и обучение новым навыкам.

  1. Методы медицинского обслуживания

— Осмотр (скрининг) работниками здравоохранения

Работники здравоохранения должны играть ключевую роль в определении случаев жестокого обращения с детьми и отсутствия ухода за ними, в лечении и направлении на лечение детей.

  1. Терапевтические методы

— Помощь жертвам

Обзор программ по лечению детей, ставших жертвами жестокого физического обращения, выявил, что терапевтический дневной уход — с целью улучшения когнитивных и развивающих навыков— является самым популярным подходом.

— Помощь детям, наблюдавшим насилие

Исследование продемонстрировало, что насилие, которое видят дети, может иметь для них многочисленные негативные последствия. Они с большей вероятностью будут воспроизводить, по примеру взрослых, дисфункциональные отношения в своих собственных семьях. Что касается случаев непосредственного физического или сексуального нападения, у детей — свидетелей этого может появиться ряд расстройств, включая поведенческие, эмоциональные и социальные проблемы, задержки умственного или физического развития; однако у некоторых детей, бывших свидетелями такого насилия, может и не появиться проблем. Учитывая возможность разной реакции детей, были разработаны различные стратегии вмешательства и методы обращения в зависимости от возраста ребенка.

— Помощь взрослым, подвергшимся насилию в детстве

В ряде исследований была выявлена связь между опытом жестокого обращения, который ребенок получил в детстве, и рядом таких негативных явлений, как злоупотребление веществами, проблемы с психическим здоровьем и алкогольная зависимость.

  1. Юридические и сопутствующие меры

— Обязательное и добровольное сообщение о фактах насилия над детьми

Последний всемирный обзор обнаружил, что из 58 исследованных стран 33 имеют законы об обязательном сообщении на местах и 20 — законы о добровольном сообщении. В мире существуют различные системы добровольного сообщения — например, в таких странах как Барбадос, Камерун, Хорватия, Япония, Румыния и Объединенная республика Танзания. В Нидерландах о предположительных случаях жестокого обращения с ребенком добровольно можно сообщить в одно из двух государственных учреждений — в Совет по заботе о детях и их защите и в Офис конфиденциального врача.

— Защита ребенка

Учреждения по защите ребенка проверяют и пытаются доказать сообщения о фактах предположительного жестокого обращения с детьми.

— Группы по рассмотрению детской смертности

Среди задач таких групп — предупреждение детской смертности по причине плохого обращения; это делается путем обзора, анализа и использования корригирующих мер, а также обеспечения лучшей координации между разными учреждениями и отраслями.

— Аресты и уголовное преследование

— Обязательное лечение Правонарушителей

  1. Меры на уровне общин

— Школьные программы

дети на горизонтеШкольные программы по предупреждению сексуального насилия над детьми являются одной из наиболее широко применяемых превентивных стратегий; они были включены в школьные планы в нескольких странах. В Ирландии, например, превентивная программа «Оставайся в безопасности» сейчас внедрена почти во всех начальных школах при полной поддержке со стороны министерства образования и религиозных лидеров. Эти программы разработаны для того, чтобы научить детей распознавать угрожающие ситуации и самим защищаться от жестокого обращения. В основе программ лежит идея показать детям, что они «владельцы» своего тела и могут контролировать доступ к нему, а также что существуют разные виды физического контакта. Детей обучают, как ответить взрослому, если он просит их сделать что-нибудь, что они считают неудобным. Школьные программы различаются по содержанию и по способу подачи материала. Многие привлекают к занятиям также родителей и воспитателей.

— Кампании по предупреждению насилия и по образованию в этой области

Такие кампании — широко распространившиеся в последнее время — являются еще одним способом уменьшения жестокого обращения с детьми и отсутствия ухода за ними. Они основаны на предположении, что увеличение осведомленности и сознательности всего населения в этом вопросе снизит уровень злоупотреблений. Это может произойти прямо, когда виновники сами признают свое поведение насильственным и неверным и обратятся за помощью; или косвенно, если увеличится распознавание случаев жестокого обращения, и сообщать о них будут сами жертвы или третьи лица.

В 1991–1992 г. в Нидерландах прошла кампания в средствах массовой информации.

  1. Меры на уровне общества

— Национальная политика и программы

Большинство превентивных методов защиты детей фокусируется на жертвах и виновниках насилия, почти не обращаясь к корням проблемы. Однако можно полагать, что при успешном решении проблемы бедности, улучшении уровня образования, увеличении возможностей для найма на работу, повышении доступности и качества услуг по уходу за детьми количество случаев жестокого обращения с ними может быть значительно снижено.

— Международные договоры

Например, конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка требует уважения прав человека применительно к детям. В частности, статья 19 призывает к законодательным, административным, социальным и образовательным действиям для защиты детей от всех форм насилия, включая жестокое обращение и отсутствие ухода.

Польша — одна из европейских стран, включивших условия Конвенции в свое внутреннее законодательство. Органы местного самоуправления в этой стране теперь ответственны за предоставление социальной, психиатрической и юридической помощи детям.

В Африке Гана внесла изменение в свой уголовный кодекс, ужесточила наказания за изнасилование детей и сексуальные домогательства и лишила виновников таких действий права выбирать в качестве наказания штраф.

Органы по защите детей в ряде стран, включая Гамбию, Пакистан и Перу используют Конвенцию, чтобы требовать от государства вкладывать больше средств в защиту детей и увеличивать правительственное и неправительственное вмешательство в предотвращение жестокого обращения с детьми.

В Пакистане, например, в провинции Северо-Западная Граница работает Объединение за права детей, которое обучает активистов общины тому, как защищать права детей, и выполняет исследования по проблеме жестокого обращения с детьми. Применяя свои собственные данные и юридические положения Конвенции, оно пытается заставить другие общинные организации быть более восприимчивыми к вопросу жестокого обращения с детьми.

В любом случае, мы не должны оставаться равнодушными к рассмотренным вопросам, как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Надеюсь, статья показала вам наличие проблемы о жестоком обращении с детьми и отсутствии ухода за ними, ее глубину и важность, некоторые пути решения и возможные пути действия!

И обязательно поделитесь впечатлениями в комментариях!

Прочтите также статью «Как уберечь семью от насилия«.

Будьте счастливы!

Материалы подготовила Акопджанян Алена (Мама Алена:))

  1. Основной источник: «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире /Под ред. Этьенна Г. Круга и др./ Пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2003. — 376 с.»
  1. Всемирная организация здравоохранения http://www.who.int/ru/.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
(Visited 891 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)